Если вы узнаёте, что у человека нет друзей, то наверняка ваше отношение к нему будет несколько настороженным, ведь если нет круга общения, значит, человек просто не умеет общаться, или людей в нем что-то отталкивает, или он сам по себе слишком замкнутый. Такое поведение может быть вызвано неоднократными разочарованиями в дружбе, а может и тянуться с самого детства, когда родители никак не помогали, не объясняли, не учили дружить со сверстниками. А ведь дружба между детьми зарождается еще с юного дошкольного возраста, но со временем она претерпевает множество изменений, сложностей, и пронести её через года удается не каждому.
Начало дружбы
Не упустите тот момент, когда ребенка пора учить знакомиться с другими детыми. Если вы видите, что в песочнице малыш играет отдельно от других детей, ни к кому не обращается, не знакомится, то в следующий раз подойдите вместе с ним к детской площадке, расскажите, как нужно знакомиться с другими малышами: первое — улыбнуться, второе — представиться, назвать свое имя, и третье — попросить разрешения поиграть вместе. Можете в первый раз проделать этот путь вместе с ребенком, а потом уже выпускать его в «вольное плавание».
Если малыш приходит из садика и ничего не рассказывает о своих друзьях по группе, то пора насторожиться – возможно, он чувствует себя там белой вороной или просто не сумел ни с кем подружиться. Такие моменты нужно обговаривать с малышом, чтобы он понял, как себя нужно вести. Возможно, в том, что ребенок замкнулся в себе, виноваты и вы сами, если например, он сменил садик, вы развелись или переехали в другой город. Все предстоящие перемены обязательно обговаривайте с ребенком и научите его поддерживать отношения с теми детками, которые остались в другом городе, например, пишите вместе с ребенком письма этим друзьям, отправляйте открытки, звоните по телефону.
Дружба между детьми младшего школьного возраста
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста другом становятся те ребята, которые непосредственно играют с ними, принимают правила игры. То есть личностные качества на данном этапе не так важны, как умение придумать интересную игру, возможность играть вместе в детском садике, на детской площадке, у друзей дома. Деткам помладше важны те друзья, которые способны играть в сюжетные игры, которые носят красивые вещи, у которых есть интересные игрушки, лидерские качества (например, если ребенок может сам придумать и развить игру, вовлечь в неё сверстников).
Поскольку дружба между детьми дошкольного и младшего школьного возраста еще не доросла до планки настоящей дружбы, её объекты могут меняться хоть каждый день – сегодня другом считается тот, кто дал поиграть в мяч, завтра ребенок уже поссорился с ним из-за того, что он дерется и начал играть с другим ребенком, который угостил конфеткой. И не нужно к этим переменам относиться слишком строго – пускай ребенок сам выбирает с кем ему играть и дружить. Для маленьких деток важна поведенческая составляющая дружбы, а не черты характера друга.
Тем временем увлечения ребенка могут меняться так же часто, как меняются друзья, то есть сегодня он может сказать «запиши меня на бальные танцы». На вопрос «зачем» он невозмутимо ответит «туда уже записался мой друг Вася». Через месяц он попросит вас записать его на рисование только потому, что туда пошла подружка Лиза, а от танцев откажется, так как с Васей они уже не дружат. Соответственно, игровая составляющая для ребенка намного важнее личностных качеств.
Дружба между детьми в предподростковом возрасте
Чем старше становится ребенок, тем больше меняется его круг общения. Это особенно ярко просматривается, если он по своему психологическому развитию намного опережает тех деток, с которыми раньше играл. И если в детстве друзья выбирались в зависимости от умения играть, то ближе к 10-ти годам для ребенка важным приоритетом является так называемая «тусовка», то есть общие интересы, взгляды, увлечения, личностные характеристики, черты характера друга. То есть теперь игра остается лишь дополнением к дружбе, а не её основой.
Если вы спросите ребенка, почему он дружит с этим человеком, то он, задумавшись, выдаст вам его качества: добрый, отзывчивый, всегда поможет, честный, умный, спокойный, рассудительный. Хотя раньше вы бы услышали, что друг просто умеет быстро разбирать машинки или придумывать игры.
Ссоры между друзьями старшего возраста хоть и возникают, но они быстро решаемы, и от этого дети дружить не перестают. Дети в предподростковом возрасте стараются разобраться в ссоре и прийти к общему решению проблемы, в то время как младшие просто перестали бы общаться на следующий же день. Это и говорит об осмысленности и важности дружбы для детей школьного возраста, они начинают ценить дружбу и понимают, что без друзей жизнь не так полна, интересна, что друзья всегда помогут, выслушают, да и просто могут поддержать любую, даже саму безбашенную затею.
Чем старше ребенок, тем меньше настоящих друзей у него остается. Если раньше друзьями могли считаться хоть вся детсадовская группа, то в школе выделяются до 5-ти человек, которых ребенок может назвать своими друзьями.
Вмешиваться ли маме в дружбу своего ребенка?
Первое, что требуется от мамы – это научить и подтолкнуть ребенка к первому шагу, а дальше нужно лишь наблюдать за его поведением, ненавязчиво корректировать, обсуждать его дружбу, помогать в конфликтах. Каждой мамочке не помешает узнать несколько полезных советов, которые помогут им правильно относиться к дружбе ребенка с другими детьми.
Чтобы ребенку было где общаться, помимо основных его занятий – садика или школы, подыщите ему еще какие-нибудь спортивные секции, кружки рукоделия (только не сильно нагружайте этим малыша, иначе он просто не выдержит такой нагрузки).
Приглашайте иногда к себе домой друзей ребенка, чтобы они могли пообщаться один на один, а вы заодно посмотрите на их отношения и сделаете для себя некие заметки о том, как умеет дружить ваш малыш.
Учите своего ребенка сочувствию, состраданию, принятию чужих мыслей и поступков, прощению. Если такие элементарные чувства будут отсутствовать в его душе, то ему будет очень сложно дружить.
Обсуждайте с ребенком его друзей, но делайте это ненавязчиво, и если ребенок не хочет ничего говорит – не настаивайте. Вы с самого детства должны войти к нему в доверие, чтобы он мог вам рассказать все свои проблемы. Если ребенок вам открылся и в сердцах воскликнул, что его никто не любит или его предали, то не нужно с ходу утешать банальными фразочками — в этот момент ему нужно ваше соучастие, чтобы вы выслушали проблему, проанализовали её вместе с ним, и подвели его к правильному решению.
Никогда не насмехайтесь и не игнорируйте проблемы ребенка с друзьями. Пускай для вас они покажутся мелочными, а у ребенка сейчас рушится весь его дружелюбный мир, и восстановить равновесие в его душе — это ваша прямая обязанность.
Если в кругу вашего общения есть мамочки, не навязывайте своему ребенку дружбу с дитём вашей подруги, потому что они могут быть абсолютно несовместимы ни по характеру, ни по взглядам. Если ребенок не хочет дружить с кем-то, не принуждайте его к этому, потому что ничего хорошего из этого все равно не выйдет.
Ребенок – это не ваш клон, и даже у самых общительных родителей может быть очень замкнутый малыш, и его нужно принимать таким, каков он есть. Если же вы наоборот слишком обеспокоены чрезмерной общительностью малыша, хотя сами не отличаетесь большим количеством друзей, то не стоит пресекать такое общение, радуйтесь тому, что ваш ребенок в центре внимания.