Вы знаете, что в каждой детсадовской группе, в каждой песочнице, в каждом классе начальной школы можно встретить «грызунов»? Своими острыми зубками они грызут практически всё, но особой любовью этих милых существ пользуются карандаши, линейки, счётные палочки и собственные ногти.
Если ребёнок грызет ногти — это вовсе не халатность санитарных врачей или попустительство завхоза, а вполне обычное явление.
Грызение ногтей (или обкусывание кожи вокруг них), ручек, карандашей и прочих не очень вкусных предметов встречается и у малышей, и у вполне взрослых людей, естественно, с разной частотой. Пик такого поведения приходится на дошкольный и младший школьный возраст: к племени «грызунов» в этот период относится 35-40% детей. Это малоэстетичное и совершенно негигиеническое пристрастие — не просто вредная привычка или результат неправильного воспитания. Многочисленные исследования доказали, что подобное поведение — проявление общей нервозности, эмоционального неблагополучия ребёнка. Как правило, оно усиливается в стрессовых ситуациях, например, при общении с незнакомыми людьми, — посредством автоматических действий ребёнок даёт выход излишнему внутреннему напряжению, успокаивается.
Близкие люди могут охарактеризовать маленьких «грызунов» как эмоционально чувствительных, ранимых, впечатлительных, капризных, возбудимых, упрямых. Иногда картину дополняют навязчивые движения (верчение пряди волос, пуговиц, раскачивания на месте), страхи, ночное недержание мочи, заикание и нервные тики.
Как им помочь?
Разбираться с проблемой только симптоматически (то есть отучивать грызть ногти или дёргать себя за волосы) имеет мало смысла. Если не проработать основную причину – нервозность, повышенную тревожность ребёнка – на смену одной «нервной» привычке придёт другая (например, вместо грызения ногтей появится постоянное покашливание).
Серьёзный вклад в невротизацию ребёнка вносит эмоционально нестабильная семейная обстановка: у нервной мамы редко бывает спокойное дитя. Если в вашей семье завёлся «грызун», попробуйте проанализировать, как вы воспитываете малыша.
— Не предъявляете ли вы к ребёнку завышенные требования, не устанавливаете ли строгие правила, не соответствующие его возрасту, способностям, индивидуальным особенностям. Возможно, стоит смягчить некоторые требования, ограничения, предписания, расширить рамки допустимого поведения (например, иногда разрешать ложиться спать не в восемь, а в полдевятого). Проявите гибкость: ваш ребёнок – не конвейерная идеальная барби, а живая Личность со своими особенностями!
— Достаточно ли эмоционального принятия, теплоты, ласки в вашем отношении к ребёнку. Возможно, он недополучает внимания и не уверен в безусловной любви родителей. Проявите нежность и ласку (поцелуйте малыша прямо сейчас).
— Согласованы ли и последовательны ли подходы к воспитанию у обоих родителей (и других значимых «воспитателей» — бабушки, например). Не допускайте ситуаций, когда папа что-то строго-настрого запрещает, а мама радостно приветствует или наоборот, не меняйте слишком часто свои решения. Несогласованность и непоследовательность требований лишает малыша ориентиров правильного, одобряемого поведения. Неопределённость ситуации подпитывает его неуверенность и тревожность. Проявите последовательность и логику в поступках (почти как Шерлок Холмс).
— Контролируете ли вы свои чувства, не срываете ли напряжение на ребёнке. Повышенный тон, эмоциональные бури, постоянное беспокойство и излишние опасения помогают вырастить невротика, но совершенно не способствуют благополучному развитию ребёнка. Проявите спокойствие (всё – пустяки, дело житейское!).
Если после проведённого «самопсихоанализа» пришло осознание, что вы далеко не Мери Поппинс, не стоит отчаиваться – действуйте! Сложившиеся в семье стереотипы отношений — не нерушимая твердыня. Уверена, их можно пересмотреть, перевернуть, перетряхнуть, разгладить и украсить бантиком!
Оберегаем детей от стрессов
Для этого нужно сесть и спокойно пересчитать все потенциальные стрессоры (факторы, в том числе и приятные, вызывающие напряжение, беспокойство) для ребёнка, о которых Вы слышали от него или просто догадываетесь. Это могут быть еженедельные набеги экзальтированной бабушки, регулярные ночные бдения папы за компьютером, мамин квартальный отчёт, из-за которого она становится тигрицей, девятый просмотр «Шрека» и т.п. Какие из этих событий для ребёнка наиболее волнительны, в каких ситуациях он становится более нервным? От чего вы можете его избавить?
Оцените, остается ли свободное время у малыша после всех занятий музыкой, английским, хатха-йогой и прочими вундеркиндскими делами. Успевает ли он отдохнуть и насладиться детством? Порой сокращение нагрузки всего на 1 занятие в неделю помогает значительно снизить тревожность. Это может быть дело, которым он занимается скорее потому, что так хочется вам, но которое не так уж важно и интересно для него самого.
Ищем способы совладать с напряжением
Волнение, тревога, напряжение в сложных ситуациях – явление совершенно естественное и предусмотренное самой природой для того чтобы мобилизоваться, собраться с мыслями. Но у чувствительных, эмоциональных детей каждая волна на море чувств – девятый вал. Помогите маленькому «грызуну» найти альтернативные способы справляться с напряжением. Например, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов; представить, что с каждым выдохом неторопливо надуваешь воздушный шарик; переключить внимание, пересчитав стулья в комнате или вспомнив, как расположены пятнышки на спине у Мурки.
Отучаем от привычки
От действий, которые стали привычными и выполняются автоматически, неосознанно, сложно (но можно!) избавиться. Есть проверенные рецепты:
— Социальное неодобрение. Проще говоря, это регулярные замечания, напоминания о том, как это некрасиво, как неприятно для окружающих.
— Сделайте грызение невкусным: существуют специальные лаки с горьким, противным вкусом. Им можно покрыть не только ногти, но и кончики карандашей и ручек.
— Повысьте для ребёнка ценность уничтожаемого: сделайте маникюр с рисунками , подарите необычную ручку и сделайте акцент на том, что жалко портить такую красоту.
— Разорвите привычный цикл действий: как только увидите, что ребёнок характерным жестом подносит пальцы ко рту, хватает прядь волос, отвлеките его, дотроньтесь до руки. Это собьёт двигательный стереотип.
— Попробуйте парадоксальный метод: сделайте запретное доступным, вмените вредную привычку в обязанность. «Что же ты только на одной руке ногти покусал, другая обидится». Можно купить ручку в виде косточки специально для «погрызочных работ» и дать задание хорошенько потрудиться над ней — такие приколы забавляют, но надолго не увлекают.
Попробуйте разные способы – хотя бы один из них наверняка ваш!
Главная же мысль этой статьи банальна: любовь и внимание к ребёнку помогут преодолеть все трудности. Или перегрызть.